Чаплыгина Елена Олеговна

Чаплыгина Елена Олеговна

Чаплыгина Елена Олеговна (год рожд. 1962). Учитель высшей квалификационной категории, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой филологии школы-интерната среднего общего образования для одаренных детей ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса». Член Азиатско-Тихоокеанской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы (АТАПРЯЛ).

 Трудовой стаж – 33 г., стаж учителя  33 года.

Чаплыгина Е.О. в 1984 г. закончила Симферопольский государственный университет им. М. Фрунзе (ныне Крымский федеральный университет им. Вернадского). Начинала свою деятельность учителем русского языка и литературы в средней школе поселка Буревестник Курильского района Сахалинской области (о. Итуруп). Через 5 лет уехала к новому месту службы  мужа во Владивосток. Ее работа как учителя была отмечена грамотой Курильского районного  отдела образования.

С 2007 г. работает учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе-интерната среднего общего образования для одаренных детей ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. С 2007 по 2013  г. была учителем международного отделения ШИОД (школы Международного бакалавриата (IB DP), по предмету «Language A1» (преподавание русской и зарубежной литературы на русском языке). С 2014 по 2016 совмещала  учительскую  деятельность и  работу заместителя школы-интерната по научно-методической работе.

Ученики Елены Олеговны стабильно показывали высокие результаты обучения, так, средний балл ЕГЭ по русскому языку у выпускников составил:

по русскому языку в 2013-14 уч. году – 71, что на 10 баллов выше, чем по Приморскому краю; в 2015-16 уч. году – 73 (на 13 баллов выше, чем по Приморскому краю).

Среди учеников Елены Олеговны есть «стобалльник» по литературе (2015 г.), победитель всероссийской олимпиады «Ломоносов» (2014 г.).

Ученики, обучавшиеся по программе  Международного бакалавриата по предмету «Language A1», показывали стабильно высокие результаты экзаменов (средний балл 6 из 7 возможных) и получали высокие оценки за выпускное учебное исследование (высший балл А) в течение всего срока преподавания. 

Ученики Е. О. Чаплыгиной становились призерами региональных олимпиад (регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе), призерами других олимпиад всероссийского уровня (олимпиады «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы»), среди ее учеников – выпускники СПбГУ, ВГИК, ВЭШ, Гарвардского и Кембриджского университетов.

Под руководством Е.О. Чаплыгиной написаны и успешно защищены учебно-исследовательские работы, занявшие призовые места в интеллектуальных конкурсах:

в 2007 – два диплома 1 степени во Всероссийском конкурсе юных исследователей «Меня оценят в 21 веке», c 2007 по 2015 – первые места в региональном этапе Конкурса учебно-исследовательских работ им. Вернадского в секции «Языки и литература».

В последние три года активно занимается приобщением детей к учебно-исследовательской, краеведческой работе. В 2015, 2016 г.г. – соавторство (обновление) концепции и организация IV и V регионального конкурса молодых краеведов «Мой дом – Приморский край». В 2016 г. в 11 номинациях V регионального конкурса приняли участие 90 авторов из 15 территорий Приморского края. Это обучающиеся и педагоги из образовательных учреждений всех типов Приморского края, проявившие интерес к изучению и сохранению истории края и региона. Среди приоритетных задач конкурса – выявление и поддержка творческих, талантливых учащихся, предоставление им возможности заявить о себе, реализация их творческого потенциала. В 2016 впервые к участию в конкурсе были приглашены педагоги – руководители исследовательских и проектных работ учащихся, получившие возможность трансляции своего опыта руководства учебно-исследовательской деятельностью школьников Приморского края. 

В последние три года успешно занимается решением проблемы приобщения школьников региона к русскоязычному чтению, возвращению интереса к чтению, литературе, книге. На уровне школы – это проекты «Спасенные книги», «Дверь в книгу» (2015),  на уровне региона – организация, соавторство концепции краткосрочной пилотной  смены для школьников Приморского края «Литературное творчество» (2017, 2018), трансляция опыта по приобщению к чтению – выступление на III Международном педагогическом форуме «Русский мир. Образование будущего» (модератор дискуссионного круглого стола «Проблемы филологического образования в российских и зарубежных школах» (Сочи, 2016).

В 2015 г. педагогом разработана и прошла апробацию программа «Интенсивный курс ЕГЭ. Русский язык» для школьников Приморского края, участников краткосрочных пилотных смен школы-интерната. Елена Олеговна  участвовала в разработке, внедрении, реализации программы для школьников Приморского края «Подготовка к всероссийским олимпиадам по литературе: муниципальный, региональный этап» (программа реализуется и в настоящее время).

В 2014-2015 – соавторство  инновационного проекта «Медиашкола» по конструированию интегрированной образовательной среды «школа – вуз» и созданию площадки для профессиональных проб (профильные пилотные смены) для учащихся города и края по профилю «журналистика».

В 2014-2016 г. разработан и реализован курс внутришкольной учебы для педагогов ШИОД по освоению метапредметных понятий «Научно-методическое сопровождение перехода на новые образовательные стандарты в условиях школы-интерната для одаренных детей».

В 2015-2016 уч. г. разработана и в настоящее время апробируется в школе-интернате ВГУЭС для одаренных детей программа элективного курса «Клуб любителей русской словесности ”Сверчок”». Курс предназначен для ребят 5-7 классов и направлен на решение проблемы приобщения к чтению детей среднего школьного возраста, на усиление мотивации к изучению русского языка и литературы. Разработан и апробируется курс по изучению современной (новейшей) литературы «Герой и время», модульный элективный курс «Тексты новой природы».

В 2014 Е. О. Чаплыгина окончила аспирантуру по специальности «русская литература», ФГБОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет». Ею защищена диссертация по новейшему этапу современной литературы «Творчество В. И. Дёгтева: проблема героя, авторская философия, жанровое своеобразие» (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, 2014). Диссертационное исследование направлено в том числе и на решение проблемы недостаточного освещения современной отечественной литературы в школе и  актуально для углубления курса литературы в старших классах основной школы.

Публикации за последние 5 лет отражают широту научных интересов и практическую направленность деятельности педагога, стремление транслировать свой опыт в педагогическом и научном сообществе.

  1. Русско-японская война и песня «Варяг» в контексте современной военной прозы: рассказ В. Дёгтева «Последний парад»). Обсерватория культуры. 2013, №5. С.106—114. Издание ВАК.
  2. Мотивная структура рассказа В. Дёгтева «Потому и плачу…». Вестник Тамбовского университета. Вып. 8 (124). Тамбов, 2013.С.216—221. Издание ВАК.
  3. Чаплыгина Е. О. «Два рассказа» Вячеслава Дёгтева. Серия «Литературные направления и течения». Вып. 48. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 56 с.
  4. Чаплыгина Е. О. Подзаголовок как часть жанрово-стилевого эксперимента в рассказе В. Дёгтева «Крылышкуя золотописьмом. Степняцкая песнь» // Жанр. Стиль. Образ: Актуальные вопросы теории и истории литературы. Киров: Изд-во ВятГГУ. 2013. С. 53–57.
  5. Исследовательская работа школьников на уроках литературы в Международном отделении школы-интерната ВГУЭС для одаренных детей. (Анализ рассказа В. Дёгтева «Кинжал»). Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы X Международной научной конференции. 10-24 ноября 2013, Париж-Лондон. М.: МАНПО, 2013. С. 772—778.
  6. Чаплыгина Е. О. Особенности поэтики "военного" рассказза В.Дегтева "Карамболь" // Сопоставительная филология и полилингвизм: материалы IV Международной конференции. Том 2. Аксеновские чтения (Казань, 26--29 ноября). 2013 / Под ред. Т.Г.Прохоровой. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - С. 246 - 254. (260 с.) (РИНЦ)
  7. Чаплыгина Е. О. Бунинские традиции в творчестве В. Дегтева. К вопросу изучения современной литературы в школе. - Невский альманах, 2014, №4. С. 116-119.
  8. Чаплыгина Е. О. Из опыта подготовки школьников к олимпиадам по литературе. Рассказ В. Дегтева «Потому и плачу …» в контексте русской литературы. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2014, № 4. С. 98-105. (РИНЦ)
  9. Чаплыгина Е. О. А. И. Леман. Литературный Санкт-Петербург. ХХ век. В 3 томах. Энциклопедический словарь. СПб, 2015. Т.2.
  10. Чаплыгина Е.О. Персональный проект старшеклассника. Опыт школ международного бакалавриата. Исследовательская и проектная деятельность как условие развития образования: Материалы региональной научно-практической конференции 21 апреля 2015 года, г. Владивосток. – Владивосток: Изд-во ПК ИРО, 2015. С.68-73.
  11. Чаплыгина Е.О. Новейший этап современной литературы в курсе литературы 10-11 классов: нелинейный принцип построения программы. Современные проблемы филологического образования: Материалы участников секции Шестой международной научно-практической конференции «Русский язык, литература в пространстве АТР». 12-17 октября 2015 г./ под общей ред. Панченко Т. Ф. Владивосток: Изд-во ПК ИРО, 2015. С.92-95.
  12. Чаплыгина Е.О. После Артека. Записки Общества изучения Амурского края. Т. XLIII, 2015. Владивосток: ОИАК; ООО «Рек», 2015. С. 89-91.
  13. Чаплыгина Е.О. Использование опыта школ международного бакалавриата при реализации образовательных стандартов нового поколения в российской школе. //Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании. Научные труды Международной научно-практической конференции Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), Московского государственного областного университета и Института развития образовательных технологий. – М.: МАНПО, Ярославль: Ремдер, 2015. С.340-345. (РИНЦ)
  14. Чаплыгина Е. О. Традиции русской реалистической прозы в творчестве В. Дёгтева. Русская литература в иноязычном культурном пространстве: монолог, диалог, полилог: сб. материалов Междунар. научно-практич. конф. Саранск, 11 ноября 2015 г. / редкол.: Ю.А.Мишанин, О.Ю.Осьмухина (отв. ред.), Е.А.Казеева [и др.]. Саранск: Изд. Мордовского ун-та, 2016. 412 с. 323-328. (РИНЦ)
  15. Жаврид Т.В., Чаплыгина Е. О. Профессиональные пробы в школе-интернате ВГУЭС: проект «Профильные пилотные смены». Учитель Приморья. 2016. №13. С.36-37.— https://drive.google.com/file/d/0B-ak7onmb4vGeVdFenQ0aC1rcFE/view?pref=2&pli=1
  16. Чаплыгина Е.О. Интертекстуальное начало в рассказе В. Дёгтева «Реквием». Сборник докладов и сообщений XVII Свято-Троицких академических чтений в Санкт-Петербурге 24-27 мая 2017. СПб: Издательство РХГА, 2017. 370 с. С. 50-58. (РИНЦ).
  17. Чаплыгина Е.О. Новейшая литература как источник материала для экзаменационных сочинений (на примере рассказов В. Дёгтева). Материалы участников секции Седьмой международной научно-практической конференции «Русский язык, литература в пространстве АТР». 9-14 октября 2017 г./ под общей ред. Панченко Т. Ф. Владивосток: Изд-во ПК ИРО, 2017. С.100-118.
  18. Кучерова Н. С., Чаплыгина Е. О. Чтение с увлечением, или Проблема приобщения школьников к чтению (из опыта работы методического объединения филологов ШИОД ВГУЭС). Материалы участников секции Седьмой международной научно-практической конференции «Русский язык, литература в пространстве АТР». 9-14 октября 2017 г./ под общей ред. Панченко Т. Ф. Владивосток: Изд-во ПК ИРО, 2017. С.28-34.
  19. Чаплыгина Е.О. Интертекстуальное начало в рассказе В. Дёгтева «Реквием». Сборник докладов и сообщений XVII Свято-Троицких академических чтений в Санкт-Петербурге 24-27 мая 2017. СПб: Издательство РХГА, 2017. 370 с. С. 50-58. (РИНЦ)
  20. Чаплыгина Е.О. Сюжет охоты в произведениях В. Дёгтева, Ю. Казакова, А. Вампилова. Современная наука: Актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 226 с. С. 105-111. http://naukaip.ru/wp-content/uploads/2018/09/мк-386.pdf (РИНЦ)
  21. Чаплыгина Е. О. Драматургическое начало в прозе В. Дёгтева как воплощение идеи художественного синтеза. Интеграция наук. Международный научно-практический журнал. Выпуск № 5 (20)-2018. – Москва: НИЦ «Империя», 2018. С. 83-86. http://in-sc.ru/f/vypusk_zhurnala_no520-2018.pdf (РИНЦ).

В 2015 году вышла монография Е.О. Чаплыгиной «Возвращение к себе. Мир и человек в творчестве Вячеслава Дёгтева» (СПб: Береста, 2015. – 160 c.).

 Педагогом подготовлен к печати и отредактирован сборник учебно-исследовательских работ учащихся  школы-интерната «Достояние», куда вошли творческие работы учеников школы-интерната,  победителей и дипломантов конкурсов, фестивалей 2014-2015 г.г., а также научно-методические статьи педагогов, отмеченные грамотами и призами научно-методических конкурсов, форумов и фестивалей. (Достояние: сборник работ учеников и учителей школы-интерната им. Дубинина – победителей, призеров и дипломантов конкурсов и фестивалей. Владивосток: Изд. ВГУЭС. 2015.—196 с.). Книга предназначена для учителей разного предметного профиля, занимающихся подготовкой учащихся к учебно-исследовательским конференциям и конкурсам.

 За последние 5 лет участвовала в следующих научных форумах:

- Пятая международная научно-практическая  конференция «Русский язык, литература в пространстве АТР». 8-10 октября 2013, г. Владивосток (доклад, руководитель секции);

- Шестая международная научно-практическая  конференция «Русский язык, литература в пространстве АТР». 12-17 октября 2015, г. Владивосток (доклад);

- Международная  научно-практической конференция Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), Московского государственного областного университета и Института развития образовательных технологий «Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании».  16-17 окт. 2015, Москва. (доклад);

- Русская литература в иноязычном культурном пространстве: монолог, диалог, полилог: Междунар. научно-практич. конф. Саранск, 11 ноября 2015 г.

- III Международный педагогический форум «Русский мир. Образование будущего».  6-7 декабря 2016, г. Сочи (доклад, модератор «круглого стола» Развитие чтения на русском языке).

- XVII Свято-Троицкие академические чтения. Санкт-Петербург, 24-27 мая 2017 (доклад)

- Седьмая международная научно-практическая конференция «Русский язык, литература в пространстве АТР». Владивосток, 9-14 октября 2017 г. (доклад).

Активно участвовала в предметно-методических комиссиях олимпиад и жюри конференций.

2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 – член предметно-методической комиссии, составитель заданий по литературе Региональной предметной олимпиады им. народного учителя Н. Н. Дубинина. С 2016 член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, с 2014 член экспертного совета и жюри учебно-исследовательских конкурсов  «Юный исследователь», а также регионального этапа научно-исследовательского конкурса для школьников им. Вернадского. 2016 ведущий эксперт региональной комиссии ОГЭ по литературе, с 2017 эксперт региональной комиссии ЕГЭ по литературе.

За последние 4 года Е. О. Чаплыгиной написано 7 рецензий на выпускные квалификационные и работы студентов кафедры русского языка и литературы школы региональных и международных исследований ДВФУ, 5 рецензий на научно-педагогические издания, проведено научное консультирование 4 статей по направлению «литература») и проблемам преподавания филологических дисциплин в школе.  

Входила в группу разработчиков основной образовательной программы школы-интерната, проектировала разделы 1.2.«Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО: 1.2.3.3. Основы учебно-исследовательской деятельности и 1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», а также раздел 1.3.3. «Особенности оценки метапредметных результатов»).

 За последние 5 лет имеет следующие награды и поощрения:

  1. 2018 Благодарность Приморского краевого института развития образования за личный вклад в повышение качества Приморского образования, успешное транслирование на образовательных программах института опыта практических результатов своей деятельности.
  2. 2018 Благодарственное письмо Оргкомитета II краевого конкурса творческих работ «Морское отражение». Владивосток, Приморский океанариум.
  3. 2017 Благодарность Законодательного собрания Приморского края (распоряжение №869 от 14.08.2017).
  1. 2016 Грамота Департамента образования и науки Приморского края за значительный успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, высокий профессионализм, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся (Приказ №136-к от 29.09.2016).
  2. 2013 Почетная Грамота Департамента образования и науки Приморского края за многолетний плодотворный труд, успехи в педагогической и профессиональной деятельности, личный вклад в воспитание подрастающего поколения, большую организационную работу по подготовке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2013 уч. г. (Приказ №3-к от 16.01.2014).
  3. 2013-2018. Благодарность председателя оргкомитета Регионального конкурса учебно-исследовательских работ школьников («Академия исследователей») за работу в экспертном совете и жюри.