Подросток… Какой он?

Искусство быть родителем порой дается нам нелегко. Может случиться так: однажды вместо родного и близкого малыша в его комнате вдруг появится колючий и хмурый чужак…

Подростковый период - важнейший этап жизни человека. Развитие в этот момент осуществляется столь бурно, что с трудом поддается краткому описанию. Итак, какие изменения происходят с ребенком на этом этапе?

  • Физиологическая перестройка организма (на этом фоне повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8—11 раз).
  • В связи с резкими физиологическими изменениями повышается чувствительность к особенностям своего тела и своей внешности. Подросток постоянно сопоставляет свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для него является фиксация на реальных или воображаемых недостатках.
  • Переход ведущей деятельности от учебной к взаимодействию со сверстниками. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. В связи с переориентацией на сферу общения происходит спад учебной мотивации и как результат снижение успеваемости.
  • Появление чувства «взрослости». Оно является стержневым, структурным центром личности. Повышается стремление к независимости, приобретению права голоса, отмежеваться от всего подчеркнуто детского.
  • Во взаимодействии со взрослыми появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых. Ослабевают эмоциональные связи с семьей. Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план. Ребенок демонстрирует пренебрежение необоснованными запретами, восприимчивость к промахам учителей. Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым; развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе.
  • Часто в подростковом возрасте у детей проявляется взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней.
  • У подростка еще отсутствует адаптированность к неудачам и положению «худшего».
  • Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой — повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.

Чем родители могут ему помочь?

  • Первое условие школьного успеха подростка — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте  их в пример. Каждый ребенок неповторим и уникален!
  • Стремитесь как можно больше проявлять заботу и поддержку по отношению к ребенку; почаще ставьте себя на его место.
  • Как можно чаще разговаривайте с ребенком, не только на учебные темы, но и о его увлечениях, переживаниях и чувствах. Очень часто подростку необходимо, чтоб его просто выслушали.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. Уже с пятого класса у него непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, подросток нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в меняющихся условиях.
  • Так как для подростка учитель - уже не такой непререкаемый авторитет, то в адрес педагога могут звучать критические замечания. Обсуждайте с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Подростку уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

 СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ:

Слова поддержки

  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования

  • Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:

  • отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово),
  • высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.),
  • прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.),
  • совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.),
  • выражение лица (улыбка, кивок, смех).