Необходимость профориентационной деятельности учащихся

С каждым годом возрастает значимость профориентационной деятельности для учащихся старших классов. Ученики хотят выбрать профессию по душе. Тогда и возникают закономерные вопросы: «Куда пойти? Будет ли эта профессия актуальна или она станет уже нерентабельна? Буду ли я успешен в этой области?». На эти и некоторые другие вопросы помогает ответить профориентационная деятельность.

Иногда выбор ребенка обусловлен не личными способностями, а авторитетом или мнением родителей (знакомых, друзей и т.д.), а, начав, учится по выбранной специальности, приходит осознание, что это «не мое» и тут возможны два варианта: или ребенок получает неинтересную для него специальность, или же начинает искать замену (переводиться на другую).

Всем, кто занимается вопросами профориентации известно, что определенному типу деятельности соответствуют определенные типы людей и очень важно подобрать наиболее оптимальный вариант в формуле «человек-работа», найти работу наиболее соответствующую складу характера. Обычно при этом рассматриваются три основных фактора: способности, интересы, система ценностей.

Важным фактором является наличие мотивации. Потребность создает мотивацию, а мотивация ведет к определенному поведению. Так же на поведение людей влияют их интересы и ценности. Если вы понимаете интересы людей, то Вы сможете общаться более эффективно. Осознание же собственных потребностей и интересов помогает сделать профессиональный выбор. Например, психологи обнаружили, что учащиеся с плохой мотивацией начинают учиться лучше, если видят связь между изучаемым материалом и школьными заданиями с теми знаниями и умениями, которые понадобятся в будущей профессии.

Естественно, необходимо обладать определёнными навыками, чтобы хорошо справиться с работой. Как правило, чем больше сторон характера совпадает с требованиями выбранной профессии, тем больше удовольствия от работы будет получено.

Для успешной профессиональной деятельности необходимы два вида навыков: профессиональные (hard-skills) и надпрофессиональные (soft-skills). Профессиональные навыки учащийся получает в университете, курсах по повышению квалификации и т.д. Т.е. это узко специализированные навыки, необходимые для данной профессии (например, знание 1С бухгалтерии и т.д.). В то время как надпрофессиональные навыки необходимы в каждой профессии, повышая ее эффективность и, обладая определенной гибкостью,  востребованы постоянно.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся, которую проводят психологи. На основании этих данных реализуется последующая работа с учащимися.

Проблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Кроме этого одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие. На данный момент существует атлас профессий (http://atlas100.ru/), где предоставлены как актуальные профессии, так и профессии, которые станут актуальными в ближайшем будущем. Опираясь на эти данные, собственные интересы и склонности можно корректировать направленность профессии, которая будет актуальна после окончания обучения.

 Что больше всего ценят работодатели:

  1. Способность быстро адаптироваться к переменам: воспринимать новые технологии, выполнять новые функции, брать на себя больше ответственности, работать в команде
  2. Обучаемость: актуализация и расширение знаний и умений в различных областях
  3. Универсальность и гибкость: ценность человека, который помимо основной специальности разбирается и в других вопросах
  4. Умение работать в команде: способность объективно оценивать чужие идеи, координировать свою работу с работой других сотрудников.
  5. Адаптация к организационной культуре: умение воспринимать проблемы компании, как свои собственные
  6. Участие в проектах
  7. Способность к развитию, устремленность в будущее: умение предвидеть изменения рынка, определять, где могут возникнуть новые возможности для развития компании (особенно ценится у руководителей)
  8. Автономность: способность самостоятельно решать проблемы без постоянного обращения за помощью
  9. Мобильность: возможность и желание выезжать в командировки.
  10. Дополнительное образование и навыки: курсы повышения квалификации, знание иностранных языков, владение ПК и т.д.
  11. Ориентированность на клиента: особенно ценится в компаниях, направленных на общение с людьми
  12. Другие качества: коммуникабельность, пунктуальность, честность, умение работать в команде т.д.